Нынешнем летом, в преддверии отпуска, попалась мне на глаза интересная книжка про нашу культурную столицу, город Санкт-Петербург. Фотографии в книжке были настолько красивые, что возникло желание немедленно поехать и увидеть все самому. Ну а раз все равно ехать в ту сторону, я решил посетить еще и столицу нашей родины, Москву.
К визиту в Москву я, честно говоря, относился скептически. Смотрел на это, как на выполнение гражданского долга – все-таки древняя столица, исторические места. Столько событий там было. Но, казалось мне, куда ей до Санкт-Петербурга…
Однако город оказался совсем не таким, как я ожидал. Я ждал невероятных пробок, злых и высокомерных москвичей, пыли, шума и суеты. На деле все оказалось не так, и на меня, как на туриста, Москва произвела очень приятное впечатление. Не знаю, каково там жить, но отдыхать там хорошо. К тому же я в Москве жил бесплатно и очень комфортно (целую неделю, вот так вот повезло), и мог спокойно и без суеты осмотреть достопримечательности.
В Москве много всего интересного. Но одно, смело можно сказать, свалило наповал. Это сталинские высотки. Они огромные. Легкие, и вместе с тем величественные и массивные. Они красивы с любого ракурса. Возвышаются над всеми зданиями как некие природные образования, кажется, их сделал не человек. Их цвет неброский, в них нет ничего выпяченного и гипертрофированного, и именно это делает их особенно гармоничными. Эти здания как будто знают, что они совершенны, и не стремятся ничего доказывать.
Я до этого, честно говоря, не представлял себе что такое «шедевр архитектуры». Видел красивые здания, но в душе ничего особо не шевелилось. А в эти дома просто влюбился. Близко осмотрел здание МИДа, здание МГУ – это действительно шедевры. Надо сказать, что потом в Питере ничего так уже не впечатлило.
И вот, не так давно, на одном из форумов читаю, что сталинские высотки это никакое не достижение советского народа. Их построили пленные немцы и заключенные. А советский народ тут совсем не при чем. В общем-то, вздорное заявление из тех, что встречаются в интернете на каждом шагу. Можно было и не обращать внимания. Но за сталинские высотки стало обидно. К тому же, именно по этому принципу, по принципу беспардонной лжи, промывали мозги согражданам во время первой перестройки. Так, что в конце концов оказалось советскому народу и гордится-то нечем, все кругом построили зеки.
Нет, я не отрицаю, возможно в строительстве и участвовали зеки. Может и пленные немцы. И что? Вообще поразительно, как вроде бы неглупые люди воспринимают такого рода заявления всерьез. Что, зеки взяли так, собрались, и с нуля возвели высотку? Так можно возвести, например, избу. Заготовить в ближайшем лесу бревен и построить. А высотка – это высоко технологичное инженерное сооружение. Это верхушка айсберга, под которой скрывается огромная подводная часть – мощная, хорошо организованная индустрия.
Когда начинаешь разбираться удивляешься, насколько же мала эта верхушка по сравнению с подводной частью. Например, высотки проектировали лучшие представители советской архитектурной школы. Школа эта появилась не на пустом месте. Она сформировалась в начале 30-х. Опыт накапливался на масштабных советских стройках довоенного периода. Удачи и провалы анализировались, делались выводы, и, в конце концов, синтезировался свой собственный, советский стиль. Проект высоток – это, по сути, плод творческих усилий целого поколения талантливых архитекторов.
При строительстве применялись уникальные на тот момент технологии. Например, для облицовки здания МГУ изготавливались специальные керамические плиты большого формата. Для их установки пришлось разрабатывать новые подъемные краны. Использование массивного металлического каркаса, уникальный фундамент, методы соединения конструкций между собой – все было на тот момент новаторством.
Идем дальше. Знания как строить мало. Нужно произвести уникальные железобетонные изделия, металлоконструкции, облицовку. Для этого нужны соответствующие технологии. Нужны цементные, металлургические заводы. На этих заводах должны работать специалисты, которые знают, как выплавить сталь нужной прочности, как ее потом обработать. Как сделать так, чтобы железобетон не потрескался через год эксплуатации. У специалистов должен быть опыт. Такой опыт не может быть получен сразу, из ничего. Он накапливается годами, в ходе постепенного совершенствования производства, в результате проб и ошибок.
Для заводов нужно сырье. Его нужно найти, построить карьеры и шахты, подвести к ним транспортные пути. Для этого нужны машины. Для создания машин требуется целая индустрия, целый класс инженеров и рабочих. Чтобы их обучить требуется сеть вузов и ПТУ. Далее нужны станки. Нужны сплавы со специальными свойствами. Для проектирования, например, двигателя внутреннего сгорания, нужна теория, которая позволяет хоть сколько-нибудь достоверно описать процессы, которые в нем происходят. Нужна продвинутая наука, чтобы эту теорию создать. И т.д. и т.п.
Наконец на всех уровнях нужны управленцы, достаточно умелые, чтобы скоординировать действия массы предприятий и организовать строительство. Я перечислил лишь малую часть того, что нужно для постройки высоток. Список легко можно продолжить. Высотки построены – значит у СССР все перечисленное было.
А теперь хочется задать вопрос – ну и где здесь зеки и пленные немцы? Какую роль в картине они занимают? Насколько мизерна капля их труда по сравнению со всеми вложенными усилиями? И что представляет собой человек, который делает героями их, и забывает об огромном труде честных советских людей? Решайте сами. А высотки – они были и будут символом мощи и могущества советского государства и советского народа.
Комментариев нет:
Отправить комментарий