четверг, 5 января 2012 г.

Почему Россия не такая, как все?

Любое общество для стабильного существования должно преодолеть дилемму, а именно примерить волю и неволю. Абсолютно свободного общества существовать не может. Абсолютно несвободное построить пока не получалось.
Вообще говоря, есть два принципа примирения воли и неволи:
- ограничения, навязанные извне;
- ограничения, исходящие изнутри каждого индивидуума.
Ограничения извне могут быть как осознанными (законы, принимаемые обществом), так и объективными (потому, что ситуация такая).
      В западном обществе доминируют ограничения извне. Пока общество находится на исторических стадиях традиции и модерна, есть объективные ограничения, заставляющие людей не терять человеческий облик, загоняющие внутрь «свинью». Нельзя быть без друзей, родственников, социальных связей, иначе погибнешь. Это сильно в архаике, и отчасти остается в модерне.
Рассмотрим развитие модерна. Модерн развивается ровно до тех пор, пока общество не достигает материального благоденствия. По достижении благоденствия пропадает большая часть ограничивающих объективных факторов. Можно прожить без семьи, без друзей. Незачем быть добрым и честным, делать хорошее (хотя бы и для того, чтобы тебе в будущем помогли). Наоборот, выгодно быть подлым и циничным (гораздо более подлым и циничным, чем можно было позволить себе когда-либо раньше).
Плюс исчезает сама идеология развития для всех, так как ясно, что для всех развития не получится. Модерн утыкается в предел экспансии.
В итоге общество, достигшее благоденствия, дуреет. Начинается постмодерн. Разрушение социальных связей и моральных принципов.
После того, как исчезла необходимость ежедневно думать, что завтра есть, смыслом жизни становится череда все более острых и грязных развлечений.
Деградирует искусство. Затем наука. В обществе бездумного благоденствия только «выродки» хотят узнавать что-то новое, создать что-то прекрасное, а не получать деньги за непыльную халтурную работу. И те, которые хотят получать, делают все, чтобы «выродков» не осталось вообще.
Если отвлечься от чисто внутриобщественных причин, то свой огромный вклад в разложение вносит капиталистическая элита, которой такое положение вещей помогает держать общество под контролем.
Все это разлагающееся, отказывающееся работать общество кто-то должен обслуживать. Нужны рабы. И тогда делается следующий логический шаг – часть людей (определенной расы, национальности) объявляют недочеловеками, существами иного вида, животными. Существами, которых можно убивать, когда они расплодятся, пускать на органы, ставить на них эксперименты. Цивилизация с доминирующими внешними ограничениями скатывается в фашизм.
Какая есть альтернатива такому развитию? Что такого особенного было в России? Ответ прост, исторически сложилось, что в нашем обществе доминировали внутренние ограничения. Это же так очевидно, Россия живет не по закону, а по совести. Это ведь лежит на поверхности! Это прослеживается на всех этапах истории, это можно доказать строго.
Что сделали большевики? Они начали строить общество, ориентированное на внутренние ограничители. Только и всего. А такие ограничения не могут действовать в обществе, где человек человеку волк. Либо рождается общество, где человек человеку друг, товарищ и брат, либо общество погибает.
В чем ошибка большевиков? Они недостаточно внимания уделяли развитию внутренних ограничений, энергии этих ограничений не хватило, и общество скатилось к постмодерну. Поэтому победила перестройка. ВСЕ!
А сегодня у нас есть исторический шанс. В обществе есть инстинктивная мобилизация против подступающей угрозы уничтожения. Маски сброшены, враг виден. Где правда, где ложь становится все очевиднее. В этой ситуации можно заронить зерно новых смыслов, объяснить, ведь все оказывается просто...

Комментариев нет:

Отправить комментарий