среда, 8 февраля 2012 г.

Как происходят "правильные" революции

В последнее время все чаще звучат слова о необходимости новой революции в России. На Болотной и Сахарова собираются митинги. Интернет кипит, вокруг каждого политического события разворачиваются бескомпромиссные дискуссии. 

Распутывая постоянно набухающий клубок аргументов и контраргументов приходишь любопытному выводу – большинство спорящих имеет очень смутные представления о том, как происходят революции. И что революция революции рознь. Взрослые, казалось бы, люди, имеющие образование и жизненный опыт проявляют в этом вопросе поразительную наивность. Их представления сводятся к следующему – революции осуществляет толпа, разогретая небольшой группой провокаторов/героев (в зависимости от отношения к происходящему). Толпа берет власть, и устанавливает ужасную диктатуру/царство справедливости, опять же, в зависимости от отношения к происходящему.

Как именно и почему идут процессы после смены власти, за счет чего устанавливается тот или иной строй, об этом мало кто думает. Между тем, история учит, что просто так, само по себе, ничего не происходит.
 
Приведу посторонний, но очень яркий пример. Есть в истории Великой Отечественной Войны такое событие – эвакуация промышленных предприятий за Урал. В школьных учебниках это преподносится примерно так: погрузили все на поезда, довезли до места, выкинули станки прямо в степь и тут же начали на них работать. Вокруг работающих станков возводили стены.
У меня всегда вызывало недоумение и восхищение то, как в такие невероятно короткие сроки осуществили переброску и наладили выпуск продукции. Причем чем больше я узнавал, чем больше был жизненный опыт, тем сильнее становилось и восхищение и недоумение. Собрать огромные предприятия, людей, протащить все через ниточку транссиба, развернуть на новом месте… Когда в полной мере осознаешь масштаб, приходишь к однозначному выводу – это невозможно. Совершено невероятно. Но с историческими фактами не поспоришь. Эвакуация была проведена. Оставалось объяснять все неким чудом
 
И вот недавно, я наткнулся на интереснейший материал (http://www.rus-obr.ru/blog/11720). Оказывается, эвакуация началась не на ровном месте. Подготовка к ней началась еще в 1939 г. За Уралом готовились площадки для будущих предприятий. Полностью заводы не строили, на это не хватило бы ресурсов. Заливали фундаменты, подводили электричество и воду, строили железные дороги, аэродромы. С вводом новых предприятий в европейской части в план эвакуации вносились коррективы. В итоге, когда заводы прибывали на место, оставалось построить только стены и крыши.
 
При таких условиях эвакуация переходит из разряда в принципе невыполнимого в разряд выполнимого на гране человеческих возможностей. Это, бесспорно, великий подвиг советского народа. Это не чудо, это прекрасная организация и огромный труд.
 
Чему здесь нас учит история? Простой вещи – чудес не бывает. Ничего не происходит само по себе. А если кажется, что происходит, значит ты не все об этом знаешь.
Но вернемся к революциям. Вот взяли в большевики власть в 17 году. Как сейчас утверждают, небольшая группа провокаторов, работающих за немецкие деньги.
 
Предположим, они раскачали толпу и взяли власть. А вот дальше, как обстояли дела? Ведь на входе имеем аграрную страну, в которой больше половины населения читать не умеет, идет гражданская война и интервенция. А на выходе, всего через двадцать лет – мощную индустриальную державу, которая смогла сокрушить третий рейх вместе с работающей на него Европой. Такие перемены осуществить – это уже не предприятия эвакуировать, это задача похлеще.
 
И что, все само собой произошло? Опять чудо? Но чудес не бывает. А значит, с распространенными представлениями о революции что-то не так.
 
Начнем с того, что большевики уж точно не являлись «небольшой группой». Их численность на февраль 1917 г. составляла около двадцати тысяч человек. И это не были какие-то случайные персонажи. Это было сообщество, спаянное общей идеологией и дисциплиной. Опытные, умные, много повидавшие люди. Именно благодаря дисциплине, спаянности, и опыту они смогли в критический момент принять на себя управление страной, победить в гражданской войне, вышвырнуть с территории России интервентов.
 
Но не это главное. Изучая события того времени поражаешься, насколько эти люди были устремлены в будущее, как они верили в светлую идею нового общества и нового человека. Еще не кончилась гражданская война, а по всей стране открываются новые ВУЗы и НИИ. Московская горная академия, Петроградский химико-фармацевтический институт, НИИ ВВС, Электротехникум народной связи (будущий МТУСИ), и это далеко не полный список. Поначалу занятия велись в неотапливаемых зданиях, вечером, поскольку днем «студенты» работали. Часто не было электричества, и лекции читали при свете керосиновой лампы. Но, не смотря на все трудности, процесс подготовки столь необходимых для страны специалистов был налажен.
 
Что, на тот момент не было более насущных проблем? Были, и множество. Но, тем не менее, руководство находило ресурсы для таких долгосрочных инвестиций в будущее. И, что характерно, время подтвердило правильность решений. Все вложения окупились сторицей, обеспечив, в конечном итоге, победу в Великой Отечественной Войне.
 
Еще одно выдающееся достижение 20-х и 30-х годов – развитие авиации в СССР. Высокотехнологичная авиационная промышленность это очень хороший маркер, который демонстрирует темпы развития науки и экономики. Для проектирования и строительства самолетов требуются скоординированные усилия множества отраслей промышленности. Можно с уверенностью говорить, что если страна находится в числе мировых лидеров по уровню развития авиации, то и по уровню развития индустрии в целом она тоже в числе мировых лидеров.
 
Хороший пример – история создания знаменитого тяжелого бомбардировщика ТБ-3. Он проектировался в конце 20-х годов. Самолет был новаторский по своей конструкции, по тем временам просто огромный. Никто в мире тогда таких не делал.
 
Доля импортных частей в первых самолетах была очень большой. Не было своих двигателей – их производили по лицензии. Закупали вооружение, некоторые приборы. Даже металл для обшивки и шины для колес шасси приходилось импортировать, молодая советская промышленность не могла их предоставить. Было множество проблем. Текли топливные баки, водо и маслорадиаторы, поскольку не было ни качественных трубопроводов ни подходящих герметиков. Самолеты первых серий летали с пустыми приборными панелями – отверстия под оборудование были, а самих приборов либо не хватало, либо они вообще еще только разрабатывались.
 
Нужно было с нуля налаживать производство буквально всего, сразу, и в больших объемах. В условиях голодной, полуграмотной страны, разрушенной гражданской войной нужно было с нуля налаживать производство множества вещей, открывать целые отрасли промышленности. В плане управления и организации это невероятно трудная, практически запредельная задача.
Исторические факты говорят, что большевики с ней справились. Доля импортных частей от серии к серии неуклонно падала, и всего через десять лет, отечественная промышленность была в состоянии произвести все необходимое.
 
А к концу 30-х уже ставились эксперименты по оснащению ТБ-3 дистанционным управлением. Планировалось использовать его как самолет-бомбу, наведение на цель осуществлять с другого самолета. Невероятный технологический скачек, если учесть, что с начала выпуска прошло чуть больше десяти лет.
 
Самолет-бомба не нашел боевого применения. Но полученный опыт не пропал даром, и пригодился уже в космической технике, где была реализована уникальная система телеметрии. А это, в свою очередь, внесло весомый вклад в победу СССР в космической гонке. Последние факты, может быть, объясняются просто везением. Но, как говорится, везет тому, кто сам везет.
 
Авиационная промышленность лишь верхушка айсберга. А что скрыто в основании? Насколько высоким должен быть уровень специалистов и управленцев, которые сумели все организовать?
 
Рецепт «правильной» революции следующий – выработка своей собственной, продуманной и последовательной идеологии. Построение и сплочение на ее основе мощной организации, обучение и подготовка специалистов. Только потом – перехват власти (лучше всего демократично, на выборах) и преобразования в стране. Даже при таких условиях существует очень высокая вероятность гражданской войны, сепаратизма и т.п. Революция всегда означает как минимум затянутые пояса (а чаще всего еще и кровь), и лишь в отдаленной перспективе, если повезет, улучшение жизни.
 
Ну и в заключение немного про наше время. Какую революцию может устроить современная оппозиция, которая организует митинги на болотной? Даже если отвлечься от генезиса ее руководителей, который у любого адекватного человека вызывает недоверие, то остаются вопросы. Где их идеология? Где организация? Они, объединившись все вместе, создав совершенно противоестественные союзы (коммунисты, ультралибералы, «националисты», секс-меньшинства), смогли собрать на митинг около сорока тысяч человек.
Ощутите разницу – есть толпа в сорок тысяч, а нужно сорок тысяч объединенных идеологией профессионалов. Людей с опытом управления, специалистов в различных областях. Любящих Родину и готовых отдать за нее жизнь.
 
К чему приведет «революция толпы»? Пусть каждый решает сам. Я вижу лишь окончательное уничтожение России. Ни к чему иному предпосылок нет.
 
Что же делать тем, кто любит Родину и осознает необходимость перемен? Действовать  проверенным историей методом – идеология, организация, перемены.  

Комментариев нет:

Отправить комментарий